Безопасность ГБО. Часть 1

Начнём с того, что автомобильные газовые баллоны очень прочны и надёжны: толщина металлической стенки самого маленького баллона (50 л) составляет около 3 мм. В баллонах большего объёма стенка, соответственно, толще и может достигать 5 мм.

Автомобильные газовые баллоны проходят целую серию испытаний на прочность: их подвергают высоким температурам, бросают с высоты, в них стреляют из огнестрельного оружия.

Правильно установленный и заправленный баллон не может стать причиной пожара даже при ударе, в случае возникновения искры, потому что он, в отличие от бензобака, герметичен и в нём нет воздуха для поддержания горения.

Более того, в случае ДТП баллон, находящийся в багажнике, может сыграть роль усилителя кузова автомобиля. Это подтверждают краш-тесты: когда в багажник авто, работающего на газе, на скорости 60 км/ч врезается другое авто, баллон не только не взрывается, но и сохраняет от смятия большую часть багажника.

Для безопасности на автозаправках газовые баллоны наполняют не более чем на 80-85%, для того чтобы в них было место для расширения газа при перепаде температуры и не возникало критическое давление.

Если баллон заполнить выше положенного, то при изменении температуры окружающей среды, например когда вы с мороза заезжаете в тёплый бокс, в баллоне возникнет критическое давление, и лишний газ выйдет через аварийный клапан. Во-первых, вы потратите лишние деньги, а во-вторых, утечка газа – это всегда небезопасно.

Автомобильный газовый баллон имеет вентиляционную камеру (вентиляционный короб). Стравленный газ попадает в этот короб и по вентиляционным каналам выводится за борт автомобиля. Для того чтобы газ не попадал в салон, вентиляционный короб следует всегда держать закрытым.

Таким образом, нужно заполнять баллон правильно, т.е. на 80%, и тогда выброс лишнего газа точно не произойдёт. Чтобы водителю было проще за этим следить, в баллоне установлен специальный мультиклапан, у которого есть механизм отсечки – поплавок. Аналогичные устройства применяются в сливных бачках. Когда баллон заполняется до нужного предела, отсечка останавливает подачу газа, при этом раздаётся треск, сигнализирующий о том, что заправка закончена. Некоторые автомобилисты убирают эту отсечку, чтобы заливать больше топлива, однако, как уже говорилось, это приводит к выбросу лишнего газа, чего лучше не допускать.

Итак, автомобильные газовые баллоны имеют многократный запас прочности. Они герметичны, благодаря чему не могут стать причиной пожара. В случае ДТП баллон играет роль усилителя кузова автомобиля. Если из-за неправильной заправки в баллоне возникает критическое давление, то лишний газ выходит через аварийный клапан и по вентиляционным каналам выводится за борт автомобиля. Если ГБО установлено качественно, а водитель соблюдает главное правило – заправляет газовый баллон не более чем на 80-85%, то он может быть уверен, что находится в безопасности.

Однако многих волнует, что будет, если произойдёт утечка газа, и взорвётся ли газовый баллон, если автомобиль загорится. Ответы на эти вопросы вы найдёте во второй части статьи.